В Правительстве области обсудили региональные особенности управления системой образования


26 мая 2011

Эту тему обсудили за «круглым столом» специалисты Кировской области, руководители министерств образования, институтов развития образования, госуниверситетов, издательств Москвы, Республики Марий Эл, Нижегородской, Челябинской областей.

Заместитель Председателя Правительства А.А.Галицких отметил, что динамично развивающаяся система образования требует сегодня абсолютно новых подходов к проблеме формирования эффективной системы управления на всех уровнях, начиная с образовательного учреждения и заканчивая регионом. В Кировской области накоплен положительный опыт, которым она готова поделиться с коллегами. А.А.Галицких выразил уверенность, что сегодняшний обмен мнениями и опытом будет интересен и полезен всем участникам «круглого стола».

В своем докладе глава департамента образования Анатолий Михайлович Чурин отметил: модернизация российского образования касается обновления содержания образования, увеличения объемов его финансирования, создания комфортных условий обучения детей. В этом направлении сделаны важные шаги в рамках приоритетного национального проекта, федеральной целевой программы «Развитие образования», инициативы «Наша новая школа». При этом, специалисты отмечают, что ряд нововведений, вызывает тревогу как у педагогов, так и у родителей и учеников. Речь идет о недавно обнародованных государственных стандартах образования, усилении коммерческой составляющей в деятельности образовательных учреждений, возрастающих объемах отчетности, ужесточении требований надзорных органов (выполнение которых требует дополнительных финансовых средств).

В такой ситуации трудно наладить эффективное руководство отраслью, сказал А.М.Чурин. В регионе ведется работа по выстраиванию системы управления образованием, которая бы была способна реагировать на интенсификацию управленческого труда, на возрастание ответственности за конечные результаты с учетом социально-экономических, демографических и территориальных особенностей. Совершенствования направлены на повышение эффективности управления и использования ресурсов, ориентацию системы профобразования на местные рынки труда, повышение качества и доступности образования (особенно в сельской местности).

Так, пятилетний срок работы созданных в нашей области 8 образовательных округов показал, что окружная система стимулирует состязательность в вопросах развития образования. В каждом образовательном округе создано структурное подразделение департамента - управление образовательного округа, что позволило добиться единообразия в подходах к функционированию и развитию образовательных учреждений и обеспечить более эффективную управляемость системой образования региона.

Формирование новой системы управления в регионе продолжается. В целях концентрации имеющихся ресурсов создается сеть крупных государственных школ, которые должны стать центрами школьных округов и делиться своими ресурсами с небольшими школами. Кроме того, продолжится работа по поддержке талантливых и одаренных детей, для чего планируется создание образовательных кластеров на базе лицеев и гимназий, сообщил А.М.Чурин.