Запутались в Сети

19 декабря 2011

 Сегодня бренд территории - это то, как она представлена в Интернете

 Прежде чем разрабатывать бренд региона, его властям надо определиться, кого они хотят привлечь в первую очередь - туристов или крупных инвесторов. А уже после этого выстраивать позиционирование территории, и в первую очередь - с помощью Сети.

 К такому выводу пришли участники интернет-конференции, посвященной брендам территорий, организатором которой стал приволжский филиал "РГ". Обсудить заявленную тему в двух студиях - Нижнем Новгороде и Кирове - собрались представители региональных властей, пиарщики, бизнесмены и ученые.

 В гости к Кикиморе
 - При нынешних финансовых возможностях мы меньше других регионов присутствуем в общероссийском информационном пространстве, - констатировал глава управления международных и региональных связей правительства Кировской области Павел Сырцев. - Тем не менее у региона есть свои локальные бренды. Например, дымковская игрушка или даже губернатор Никита Белых - он был известен на уровне страны еще до прихода в область. Раньше это была стиральная машина "Вятка-автомат", но сейчас мы стараемся сместить вектор брендирования в историческую плоскость, например, у нас творили братья-художники Васнецовы. В мае на Вятке пройдут всероссийские сказочные игры, а сам регион носит статус родины Кикиморы.

 С ним отчасти не согласился председатель Общественной палаты Кировской области Тахир Мамедов, который считает, что губернатор брендом региона быть не может. В лучшем случае с помощью известного человека сделать раскрутку бренда проще.
 - Использование сразу двух наименований региона - Вятка и Кировская область - говорит о том, что у нас полностью размыт свой бренд, его нет, - считает Мамедов.

 Эксперты сошлись во мнении, что разработкой бренда должны заниматься профессионалы и прежде всего стоит обратить внимание на западный опыт. Декан факультета философии и культурологии Вятского государственного гуманитарного университета Наталья Поспелова напомнила, что в 1995 году в Европе объявили конкурс "Творческий город". Всего было подано более 500 заявок, а победу одержал мало кому тогда известный английский город Хадерсфилд. В связи с закрытием шахт и оттоком населения перед властями встала серьезная проблема - как сохранить город. В итоге была разработана концепция развития туризма, которую оценило жюри конкурса, город получил приз в 3 миллиона экю. На эти деньги реконструировали заброшенные фабрики, они были отданы художникам, мастерам современного искусства. По словам Поспеловой, Кировская область может в свою очередь сделать ставку на экотуризм, так как в регионе много заповедных мест.

 Догнать Хелену
 Председатель нижегородского горного клуба Сергей Мартов отметил, что сперва региональным властям надо определиться с целью создания бренда.

 Основных, по его словам, всего две: привлечение туристов либо инвестиций. Основным инструментом для продвижения бренда территории сегодня является Интернет. В частности, эксперт сравнил, как представлены во Всемирной паутине Киров и схожие с ним по размерам, условиям развития, климату города на Западе. В качестве примера он привел столицу штата Монтана Хелену и Сиэтл - оба города расположены в лесистой местности на севере США. Как выяснилось, Хелена с населением в 30 тысяч человек представлена в Интернете гораздо масштабнее, чем Киров. В качестве инструмента измерения использовалась система Google Page Rank.

 Наконец, даже исторические справки о российских городах, по словам эксперта, могут сильно отличаться на разных сайтах, тогда как на Западе "с точки зрения истории все расписано идеально".

 С этим согласился президент Вятской торгово-промышленной палаты Николай Липатников, заметивший, что его до сих пор спрашивают: "Киров - это где? За Уралом?"
 - Нужно начать с того, что хорошенько осмотреться вокруг. Например, в Кирове есть улица Степана Халтурина, одного из первых террористов в России, по вине которого погибли десятки мирных людей. Мы хотим этим гордиться?
 При этом Липатников считает, что регион должен скорее определиться с названием и развивать бренд Вятки.

 Купец или воин
 Впрочем, проблемы с самоидентификацией есть и у Нижнего Новгорода.
 - Я вспоминаю, как к нам приезжал академик Лихачев. Его спросили, каким он видит Нижний Новгород. Он надолго задумался. Лихачев четко представлял Москву (собирательница земель русских), Великий Новгород (город народной вольности), а Нижний Новгород однозначных ассоциаций не вызывал, - вспомнила профессор международной кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Виноградова. - Наверное это потому, что город не однолик. Нижний Новгород основан как военная крепость, это город-воин. Поэтому его символы - кремль, арсенал, ополчение 1612 года. Второе лицо - город-купец. Нижний Новгород расположен на слиянии Оки и Волги, сам бог велел местным жителям заниматься торговлей, отсюда - знаменитая Нижегородская ярмарка.

 В завершение беседы две студии в формате блицопроса обменялись ассоциациями про Нижний Новгород и Киров. Вятчане со столицей Приволжья связывают прежде всего кремль, автомобиль "Волга", реку Волгу, Нижегородскую ярмарку, Стрелку, хохлому, Минина, городецкий промысел, ссылку Сахарова, водородную бомбу, яблоневые сады, церкви. Нижегородцы в свою очередь назвали Никиту Белых, дремучие леса, меха, рыбу, белые грибы и универмаг в Кирове, Вятку, дымку, вятскую вольницу.

 Исполнительный директор Нижегородского института изучения города Семен Подкар напомнил, что Нижний Новгород является родиной светодиодов, здесь же впервые был изобретен принцип работы сотового телефона в стандарте связи CDMA.
 - Ведя разговор о бренде, все начинают с создания логотипа, визуальной части бренда. Но он шире, логотип - только вершина пирамиды, в основании которой то, что мы собой представляем. Мы должны вызывать интерес, желание приехать сюда, инвестировать, - заключил эксперт.
 И различные "фишки" вроде изобретений мирового уровня в этом должны помочь. По словам Сергея Мартова, для начала надо хотя бы разработать приличные страницы городов на иностранных языках в Википедии, "чтобы выглядеть больше, чем деревня".

Илья Поносов, Андрей Андреев


Возврат к списку


Архив публикаций

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 19.09.2011 15:04:30