Детское государство со взрослыми играми

30 августа 2012

Будущую региональную политическую и экономическую элиту в регионе «выращивают» со школы

В Вятском экономическом лагере (ВЭЛ) закончилась очередная смена. Официально. Но, хотя вэловцы разъехались по домам и с 1 сентября будут грызть гранит уже школьной науки, «предпринимательские» знания, полученные в лагере, не дадут покоя. Уникальность ВЭЛа в том, что, в отличие от других профильных лагерей, где собираются единомышленники в той или иной сфере, здесь, хотя и в игровой форме, вполне серьезно готовят к взрослой «бизнес-жизни».

Работа в лагере выстроена по трем основным направлениям - политика, экономика и культура.
Те, кто приезжает в ВЭЛ впервые, сначала осваивают азы предпринимательской деятельности. «Практика показывает, - говорит исполняющий обязанности регионального управления по делам молодежи Евгений Крутихин, - что просто теоретических знаний недостаточно. Можно подробно объяснять человеку, что такое рынок, как он функционирует, для чего нужен бизнес-план, но, пока он не попробует заняться бизнесом на практике, все это останется только на уровне представлений».

Кто сосчитает, сколько молодых предпринимателей, сразу окунувшихся во «взрослый» бизнес,  оказались совершенно к этому не готовы. И сколько за этим последовало драм и разочарований  разного масштаба. А ВЭЛ в игровой форме дает возможность, не рискуя серьезными вещами, попробовать себя в роли предпринимателя.

Молодой человек идет в местную «налоговую инспекцию», регистрирует свою «фирму» с выдачей соответствующего свидетельства, разрабатывает свой бизнес-план, производит товары или оказывает услуги. За них он получает местные «деньги» - вэлики, и в конце отчетного периода подает налоговую декларацию. Доходы, расходы, прибыль, налоги. Все, хотя и в игровой, но максимально приближенной к жизни форме. И по окончании лагеря он уже начинает соотносить полученные представления о бизнесе и понимать, стоит ли ему в дальнейшем идти во «взрослый» предпринимательский мир или нет.  

Проекты, которые реализуют в лагере начинающие предприниматели, самые разнообразные, порой даже курьезные, но в любом случае они должны пользоваться спросом у вэловцев и приносить прибыль. Например, в прошлом году один парень организовал «службу такси». Взял у завхоза носилки, сделал из них «паланкин» и в качестве «рикши» носил с напарником желающих по территории лагеря.
А в этом году один из вэловцев создал «торговый центр», площади которого сдавал местным «бизнесменам» в аренду. А еще организовал подобие керлинга, причем заранее предусмотрел, что это будет пользоваться популярностью, и, чтобы не «переплачивать», привез весь необходимый инвентарь для игры с собой.

Но больше всего у вэловцев пользуются спросом сувениры из лесных ресурсов, например в этом году шли нарасхват изделия из березовой коры. Популярны различные услуги - парикмахерские, спортивные и другие.  

Новинка этого года - молодежное международное турагентство. Которое занималось в лагере подбором туров для вэловцев, желающих во время каникул съездить поработать за границу. Причем, в дальнейшем планируется перенести его базу данных и опыт работы в центр международного сотрудничества управления по делам молодежи.

После того, как вэловец получит навыки бизнеса (обязательно успешного), он отправляется в политику. Поскольку ВЭЛ имитирует в игровой форме не только бизнес, но и государственное устройство. Да и сам лагерь — маленькое «государство» на территории региона. Со своим парламентом, муниципальными образованиями, правительством.

В лагере появляются свои «партии», которые представляют программы. Потом проходят предвыборная кампания, голосование и прочие элементы «взрослой» политики. Вэловцы сами разрабатывают свои законы, определяют административные правонарушения, за которые устанавливают свои штрафные санкции.

А третья составляющая — культура, которая также максимально завязана на бизнес. Посредством песен, танцев, тут же отснятых рекламных роликов они устраивают презентации своих «фирм». Ну и, конечно, обязательно идет агитация за здоровый образ жизни. Другого в ВЭЛе не признают.
Как и настоящий бизнес, ВЭЛ не чурается благотворительности. Начиная с того, что ежегодно около 50 путевок в лагерь бесплатно предоставляется детям-сиротам. Но тоже склонным к предпринимательству. Остальные жители лагеря стараются помогать им во всем. Таким образом, идет не только  профессиональная адаптация воспитанников социальных учреждений региона, но и всесторонняя подготовка их к взрослой жизни.

В эту смену в лагере, который закончил свою работу в минувшие выходные, было 240 ребят. Желающих каждый год в разы больше, но возможности лагеря «Белочка» в Слободском районе, где базируется ВЭЛ, не позволяют принять большее количество будущих предпринимателей. Поэтому попадают в лагерь в результате конкурсного отбора. Прежде всего, те, кто занимал призовые места в областной и федеральной предпринимательской олимпиаде.

Хотя первоначально лагерь задумывался как областной, отсюда и название, но очень скоро о нем заговорили в соседних регионах. И теперь в нем немало ребят из других областей и республик. В этом году там были представлены пять регионов. Причем, желающих попасть в ВЭЛ столько, а количество мест, выделяемых другим регионам, ограничено, что отбор в лагерь там идет гораздо более жесткий, чем на Вятке, и попадают туда самые-самые. Тем интересней хозяевам конкурировать с ними на одном политическом и предпринимательском поле. Мало того, к лагерю уже начинают присматриваться молодые люди из-за рубежа, и сейчас изучается возможность сделать лагерь в будущем уже не межрегиональным, а международным.

И не удивительно. Статус лагеря растет с каждым годом. В качестве консультантов ВЭЛа выступают успешные предприниматели, ведущие управленцы, политики. А недавно почетным гостем лагеря был губернатор Никита Белых. На этот раз будущих молодых бизнесменов как работодателей интересовала проблема оттока молодых специалистов из региона и вопросы поддержки малого бизнеса.

Говорить было о чем. Не так давно в рамках социального проекта «Я (не) уеду из Кирова» старшеклассники в своих школьных сочинениях фактически обозначили болевые точки региона с точки зрения молодых. С этим руководство области абсолютно согласно. Поэтому в последнее время в регионе осуществляется целый ряд социальных проектов, нацеленных на поддержку молодых специалистов в самых разных областях.

Андрей Андреев

Возврат к списку


Архив публикаций

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 19.09.2011 15:04:30